Методы аудиторного обучения

 

1.  Видеоанализ упражнений и игр

Видеозапись позволяет зафиксировать процесс упражнения или игры для анализа происходящего. Этот анализ с помощью видеозаписи может быть проведен после окончания действия, оценки результатов и рефлексии. Это бесценная помощь в формировании коммуникативных навыков – участник может увидеть что именно он делал почему он получил те или иные результаты и что он может изменить.

2.  Графические методы

Графические методы – рисунки, коллажи – направлены на визуализацию представлений. С их помощью можно создать видимое поле возможностей и трудностей, «договориться» о желаемом имидже, выявить истинное отношение к клиенту.

Используется как при целенаправленной работе с установками, как части компетенций, формируемых на тренинге, так и при проблематизации в начале любого тренинга.

 Для изображения некой заданной темы можно предоставить участникам различный вспомогательный материал: для рисования (маркеры, карандаши — лучше разноцветные); для подбора сюжетов (журналы, из которых можно вырезать фрагменты, цветную бумагу, специально подобранные открытки и многое другое); ножницы, клей. Главная особенность этих методов в том, что процессы создания образа и называния его словами у участников разделены. Это важно во всех тех случаях, когда подбор слов затруднен, либо, что встречается чаще, слова подобрать слишком легко, только они шаблонны и оценочны. Попробуйте, спросите участников, какая у них команда. Услышите, что сплоченная и сильная. А дайте им графическое задание на эту тему и узнаете много интересного, а главное, узнают участники. Уже увидев плоды своих творений, они назовут все это словами, и слова можно будет обсудить. Как при использовании любых других проективных методов, результат будет более искренним — внутреннюю цензуру к рисунку применить нелегко. 

3.  Деловая игра

Деловая игра – модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения.

Деловая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решения в ней обязательно должны быть роли, как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействия участников.

  • содержание деловой игры - специфика или предмет деятельности; в деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация
  • преобладание группового взаимодействия; межличностный уровень общения с элементами межгруппового (может включать в себя ролевую игру как часть)
  • нацеленность на поведенческие изменения
  • основная сфера применения – управленческие тренинги: игра обеспечивает лучшее понимание участниками интерактивных (сотрудничество), перцептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений, развивает аналитический, диагностический и прогностический потенциал участников

4.  Демонстрация

Демонстрация – способ показать участникам образец желаемых либо нежелаемых действий.

Для демонстрации тренер использует наглядные примеры – видеофрагменты, специальные учебные фильмы, сценки. Также тренер сам проводит демонстрации, показывая различные элементы поведения, реакции, невербальные проявления. Демонстрация позволяет быстро и эффективно показать все это участникам. Для этого демонстрируемые элементы должны соответствовать целям: видеофрагменты должны быть тщательно подобраны,  действия тренера качественно выполнены. 

5.  Имитационная игра

Имитационная игра (метафорическая деловая игра) - вариант деловой игры, построенный на базе метафоры, отражающей реальный процесс принятия решения

  •  для решения бизнес-проблем в качестве сюжета для проведения игры берется метафора выполняемой деятельности
  • межличностный уровень общения с элементами межгруппового
  • нацеленность на внутриличностные и поведенческие изменения

-      основная сфера применения: тренинги самоменеджмента и самоорганизации: тайм-менеджмент, стратегия компании, разработка нового проекта и управление им

 6.     Кейсы

Метод кейсов (case-study) — это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

  • чаще всего обучаемый должен осуществить какие-либо процедуры, связанные с аналитической деятельностью: систематизация проблем, их ранжирование, произведение расчетов, сравнительных действий и т.д.
  • больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому
  • нацеленность на внутриличностные (аналитические) и поведенческие изменения
  • необходимость наличия/предварительного формирования знаний, обеспечивающих решение кейса
  • основная сфера применения: формирования профессиональных компетенций менеджеров: навыки всестороннего анализа профессиональных ситуаций, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

7.  Лекция

Самый традиционный способ передачи знаний включает устную речь тренера, презентации и/или записи на флипчарте, использование видео- и аудио-иллюстраций. В тренинге часто используется формат «мини-лекций» - лекций продолжительностью 5-20 минут.

 8.  Модерация

Модерация — фиксация каких-либо элементов (например, на листах бумаги) и структурирование их в соответствии с некой схемой. Схема может быть задана заранее, а может родиться в результате «факторизации» зафиксированных элементов. Модерация используется для структурирования - материала тренинга либо идей участников. Модерация – эффективный метод устранения когнитивного диссонанса при представлении нового содержания.

Пример 1 (с заранее заготовленной схемой). Участники пишут на клейких листочках все действия, которые они считают необходимым выполнять продавцу. После этого тренер вводит схему «Этапы продажи». Участники передают листочки тренеру или сами распределяют их на предложенной схеме (в зависимости от числа и активности участников). В результате становится наглядной деятельность участников или их представления о ней. Очевидны пробелы — какой-то из этапов окажется незаполненным. А если еще и зафиксировать отдельно трудности на листах другого цвета, то участники явно увидят перед собой направления работы на тренинге. Причем ими же самими и названные.

Вариант 2 (без заранее заготовленной схемы). Участники пишут на листах характеристики желаемого имиджа сотрудника. Все листы собираются и «факторизуются», объединяются в «облака» по близости понятий. Это действие можно выполнять на маленьких клейких листочках и работать потом на доске, как и в первом примере. А можно — для разнообразия — на обычных листах, которые потом раскладываются на полу или на большом столе.

 9.  Ролевая игра

 

Ролевая игра — способ расширения коммуникативного опыта участников посредством предъявления им ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

  • содержанием ролевой игры - отношения между людьми; взаимодействие «человек — человек»
  • основная работа проходит на межличностном уровне общения с элементами внутриличностного
  • нацеленность на внутриличностные изменения
  • основная сфера применения: в коммуникативных тренингах или модулях тренинга, связанных с коммуникацией

10.  Упражнение

Действия, направленные на отработку приема, метода. Отличаются от игры наличием четкого алгоритма выполнения,  и отсутствием игровых условий – соревнования, мотивирующей задачи. Упражнения – предпочтительный метод отработки умений первого и второго уровня*. Упражнения могут быть письменными, устными, групповыми и индивидуальными.

*Уровни построения навыков:

  1. Умение определять понятие, выделять среди других, узнавать
  2. Умение сформулировать в группе, письменно и т.д.
  3. Умение применить в ролевой игре в заранее заданной ситуации (т.е. зная, что нужно будет применять конкретную технику, метод, алгоритм и т.д.)
  4.  Умение выбирать необходимую технику, метод, инструмент в зависимости от ситуации.